История аргентинского танго

В наше время аргентинское танго популярно настолько, что любой человек, имеющий доступ к интернету, совершенно легко найдет массу статей на эту тему. Поэтому мы можем позволить себе быть краткими и высказать собственный взгляд на историю танго.

Как известно, в конце XIX века в Аргентину хлынула толпа эмигрантов из Европы. Что это были за люди? Разные: от работяг, ищущих лучший заработок для оставленной на родине семьи, до бандитов и воров. В основном это были мужчины. Одинокие мужчины. Они привезли с собой музыку и традиции своих стран. И им надо было отдыхать. А там, где есть одинокие мужчины, всегда будут женщины, готовые заработать на этом.

Стоит заметить, что в те времена бордель был не столько местом для плотских утех, сколько своего рода клубом по интересам, где мужчины могли позволить себе расслабиться после изнурительного (или не очень) труда. Алкоголь, музыка, шутки, песни и танцы... Благодатная почва для рождения удивительного по своей сути танца.

О прародителях танго написано множество трудов и статей, все они достаточно скучны, и больше путают читателя, нежели раскрывают историю танго. Спорить о том, из какого танца сформировалось танго и от какого слова произошло название, можно до бесконечности. Очевидно одно: танго — это уникальный симбиоз танцевальных традиций множества культур. Мы думаем, именно эта многогранность и дает танго такой неоднородный и пластичный характер, способный подстроится под любой режим, любую страну, а главное, под любое время. Можно сказать, танго обладает качествами человека, способного расти, развиваться, учиться и видоизменяться.

Существует мнение, что танго изначально мужской танец. Высказывают предположения от романтичных до самый пошлых. Но что бы ни говорили, этот танец был в первую очередь мужским. А как может быть иначе в стране, где на 11 мужчин приходится 1 женщина, а каждая третья продает свое время? Уже одна лишь возможность просто обнять женщину зависит от того, насколько хорош мужчина в танце. Вот мужчины и тренировались друг с другом, опасаясь быть заподозренными в «чем-то таком». Хотя... если вспомнить европейские нравы того времени, может «что-то такое» и случалось... Но не будем портить подозрениями красивую историю. В любом случае, для танго характерно танцевать в паре, не важно с кем: мужчина с мужчиной, женщина с женщиной (было и такое, когда дамы хотели позлить своих кавалеров), и как верх самой страсти — мужчина и женщина.

О месте рождения тоже идут споры: то ли Аргентина, то ли Уругвай. Как бы то ни было, в Париж танго привезли все-же предприимчивые и красивые маэстро из Серебряной страны. И тут же заразили Европу тангоманией. Было модно все, что связано с танго: одежда, прически, обувь, музыка... Стиль жизни — танго... Конечно же, не обошлось без гонений церкви. А как же без нее? Сначала венский вальс подорвал устои морали старушки Европы, а теперь этот танец... с непонятной историей и происхождением. Доподлинно известно, что Папа Римский Пий Х собирался запретить порядочным христианам танцевать танго. Но тут, как ни странно, не обошлось без румын — в 1914 году ученики аргентинского маэстро Казимира Аина весьма скучно и безо всякой порочной страсти станцевали новый танец в Ватикане. Расчет был верен — запрет был снят.

Значимую роль в популяризации танго этого периода занимает Карлос Гардель (Carlos Gardel) — аргентинский певец, композитор и актёр, чей волнующий баритон, драматические песни, и узнаваемый элегантный стиль произвели фурор за пределами Аргентины.

Немного подпортил триумф танго военный переворот в Аргентине в 1930 году, когда власти стали панически бояться любого сборища людей, количеством больше трех. И тем не менее танго не исчезло из культуры аргентинцев. Да, правительство запретило к исполнению песни с намеками о политике, но само танго оно было не в силах запретить.

Начался Золотой век танго. В этот период появилось множество композиторов, исполнителей танго и оркестров, каждый из которых совершал своеобразный прорыв, видоизменяя танго. Хуан Дарьенцо (Juan d’Arienzo) — «король ритма», — создал ритмичное танго (в это время начал свой путь рок-н-ролл), используя более современные аранжировки и инструментарий. Карлос Ди Сарли (Carlos di Sarli) стал классиком мелодичного, лиричного, богатого танго, за что был особо любим среди широких масс танцующих танго в своё удовольствие. Освальдо Пуглезе (Osvaldo Pugliese) создал сильные аранжировки, что дало толчок сценическому танго.

К сожалению, долгое пребывание под запретом сказалось на популярности танго, и к  50-м годам ХХ века танго стало терять своих почитателей. Необходимо было что-то новое. В корне отличающиеся от того, что было в период Золотого века танго. Танцу было необходимо новое дыхание. И оно пришло в  60-х годах вместе с «танго-нуэво». Революцию совершил бандонеонист Астор Пьяцолла (Ástor Piazzolla), соединив джаз и классическую музыку.

Но все же долгое время аргентинское танго было всего лишь визитной карточкой Аргентины. До тех пор пока предприимчивые маэстро из Серебряной страны... снова не привезли в Европу спектакль об аргентинском танго, и в  90-х началась очередная тангомания, которая продолжается и сейчас.

Повсеместно открываются школы аргентинского танго, по свету разъезжают странствующие и приглашённые преподаватели из Аргентины; вместе с тем танго живёт и развиваются, рождаются новые и видоизменяются различные стили; пишется музыка, соответствующая современным тенденциям. И в то же время можно заметить постоянные отсылки к истокам — к тому танго, которое танцевалось в Аргентине в конце XIX века.

Поделиться

Биографии тех, кто повлиял на танго: