Хуан Дарьенцо — король Ритма

14 декабря 1900 — 14 января 1976

Гений Дарьенцо — в простоте, за которую его частенько критиковали. Очевидно одно: на его милонги выстраивались толпы, так как он практически в одиночку популяризировал танго всех оркестров того времени. Анибал Тройло сказал о нём: «Если хотите — смейтесь... но без него мы все остались бы без работы».

Хуан Дарьенцо родился 14 декабря 1900 года в Буэнос-Айресе в семье итальянских эмигратнов Дона Альберто Дарьенцо и Амалии Амендолы. Он был самым старшим из трёх детей.

На протяжении всей молодости и вплоть до своего музыкального триумфа у Хуана были серьёзные разногласия с отцом, который мечтал видеть сына юристом, в то время как Хуан хотел следовать своей любви к музыке. На самом деле, отец был более чем несогласен с положением вещей: он категорически отрицал танго, так как считал что у него нет будущего, и хотел чтобы сын стал его преемником на посту владельца крупнейшего производителя сельхозпродукции. Но Хуан даже слышать об этом не хотел, так как любил музыку с раннего детства. Позже он с сожалением будет вспоминать, что стал немного «неудачником» из-за того что любил больше всего на свете.

По иронии судьбы, все дети семьи Дарьенцо были необычайно музыкальными: Хуан с 12 лет играл на скрипке, его брат Эрнани был барабанщиком и пианистом, а сестра Жозефина играла на пианино и пела великолепным сопрано. Их мать, в отличие от отца, ценила и поощряла их увлечение музыкой, и отправила Хуана в консерваторию им. Масканьи когда тому было 8 лет. Позже он продолжил обучение в консерватории им. Тибо/Пьяссини.

В дальнейшем Хуан Дарьенцо поступил в начальную школу Корнелио Сааведры, затем — в государственную среднюю школу Мариано Морено. Он хорошо себя проявил в обоих школах. Хуан так же работал у отца и проявил себя как отличный продавец, получив ценные знания по ведению бизнеса.

Будучи ещё подростком, Хуан завязал дружбу с прекрасным пианистом, тоже подростком на тот момент, — Анхелем Доминго Д’Августино, и она сохранилась на всю жизнь.

Вскоре они начали вместе репетировать, и одно кадровое агентство дало им возможность играть по воскресеньям в зоопарке — и это стало их дебютом и посвящением в профессиональные музыканты: Хуан играл на скрипке, Анхель на фортепиано, а их третий друг Карлос Бьянчи — на флейте. Они назвали свою группу «Асы танго» (Ases del Tango), и за возможность заработать 4 песо однажды выступили в кукольном театре. Однако вместо денег они получили лишь горький опыт.

В 1917 году Хуан повстречался с Карлосом Посадасом, выдающимся композитором, скрипачом и дирижёром, и одним из величайших деятелей Старой Гвардии танго. В результате, Дарьенцо начинает работать в оркестре театра «Авенида». Посадас становится наставником и ментором Хуана, но через год, в возрасте 33 лет, умирает. Это оказывает сильнейшее влияение на Хуана, который считал Посадаса настоящим другом.

В 1919 году Хуан Дарьенцо стал настолько успешен, что был нанят престижным Национальным театром. О своем участии в премьере спектакля «Кабаре Монмартра» он будет вспоминать как о довольно памятном событии:

Мы с Д’Августино учавствовали на премьере спектакля «Кабаре Монмартра» Альберто Новиона... Мы играли в маленьком танго-оркестре, ведомом нами самими, и нам аккомпанировали Лос Ундариас и под наше исполнение танцевали знаменитые танцоры El Morocho Portuguesa (Темнокожие Португальцы) — две звезды танго-канженге.

В 1920 году Дарьенцо «балуется» с другими стилями музыки, особенно с джазом: он играет в Ла Джаз Селект Лаваль и в очень известном оркестре Николаса Верона. Он так же выступает в различных театральных окрестрах, аккомпонирует немым фильмам, и даже играет на открытии кинотеатра Индийского кино. Именно в эти годы он получает своё первое прозвище: его будут считать настолько посредственным скрипачом с визгливым звучанием, что нелестно начнут называть Сверчком (El Grillo). К счастью для самого Хуана, это прозвище исчезнет через некоторые время, когда он станет популярен после выступления на новой радиостанции «Эль Мундо» (исп. «Земля»).

В танго Хуан вернется только в 1926 году, когда начнёт играть на скрипке в оркестре Типика Парамаунт (La Orquesta Típica Paramount).

Первый оркестр, сазданный Хуаном Дарьенцо в 1928 году (в возрасте 28 лет!), состоял из Альфредо Массео, Луи Куэрво, и его самого — скрипки; Сириако Ортиса, Николаса Премиана и Флорентино Октавиано — бандонеоны; Висент Горресе — пианино; Хуан Карлос Пуглесе — басс; Карлос Данте — вокал.

Многие считают что Золотой Век танго неразрывно связан с Хуаном Дарьенцо, и это действительно так: в 1935 году композитор Пинтин Кастелланос представит Дарьенцо танго «Удар кинжалом» (La Puñalada). Его новый пианист Рудольфо Бьяджи порекомендует изменить такт с 4/8 (такт милонги) на 2/4. Можно сказать, что музыкант Хуан Дарьенцо, которого мы знаем и под музыку которого постоянно танцуем сейчас, был рождён именно в 1935 году и во многом благодаря встрече с Рудольфо Бьяджи. То что произойдёт дальше — никак иначе как феноменом назвать нельзя: танго станет мгновенным хитом:

9 июля публика танцевала с таким удовольствием, что когда толпа, крича и аплодируя, попросила продолжить игру в этом же стиле, оркестру ничего не оставалось делать, как играть всю ночь.

Говорят, что Дарьенцо вернул танго танцующим. При этом интерес к нему проявила молодёжь, которая не только придала сил всему танго-движению, но и добавила ему изящество, шик. В тот момент Хуан стал не просто знаменитостью: он так же начал делать из этого состояние. Много позже, в 1950 г., когда Дарьенцо выпустит ускоренный вариант милонги «Удар кинжалом», она станет первой в мире танго-композицией принесшей миллионы.

В 1935 году Дарьенцо так же сделает свои первые аудиозаписи под лейблом «РЦА Виктор»: вальсы «От души» (Desde El Alma) и танго «Отель „Виктория“» (Hotel Victoria).

Оркестр Дарьенцо привнёс эклектичный, красивый ритм, который был в полной гармонии с танцорами того времени. Он стал чрезвычайно успешным: в сороковых годах радиостанция «Эль Мундо» вещала композиции оркестра по всей стране, порождая Эпоху Возрождения танго. Он был принят массами до такой степени, что создал «стандарты качества» для других оркестров и музыкантов на последующие два десятилетия, заставив их изменить свой стиль.

В 1938 году, когда Бьяджи решит покинуть Хуана и создать свой собственный окрестр, Дарьенцо заменит его Фульвио Саламанкой чтобы тот подражал стилю Бьяджи — ради продолжения своего успеха, благодаря характерному ритму 2/4, вернувшему танго на танцпол. В этот момент Дарьенцо проявляет себя как Бог и Король Ночи Буэнос-Айреса. Он даже сам о себе говорил:

Со мной сотни тысяч оркестров и соседних клубов процветают

Он разбудил людей, милонги, танцполы. И много позже он сказал:

Я знаю вкусы людей, интерпретируя их чувства. Но быть одним из них очень сложно. Любой может быть известным, не будучи одним из них. Идентифицировать себя с массами очень сложно.

Но что это за стиль, о котором так много говорят, которым восхищаются, который любят? В первую очередь это квинтэссенция пианино Родольфо Бьяджи: тяжёлый ритм, равномерно выделяющий 4 бита в каждом такте, и заполняющий любые пробелы в мелодии. Затем — скрипка: предпочтительно играющая соло, и подчеркивающая отрывистые звуки бандонеона.

Молодые люди любят меня. Им нравятся мои танго потому что они ритмичны, изменчивы и исполняются в быстром темпе. Молодёжь вся в этом: счастье, движение. Если ты сыграешь им мелодичное танго или танго без ритма, уверен что им не понравится. Вот что происходит. Сейчас много хороших музыкантов и великих оркестров, которые думают, что они играют танго. Но это не так. Если у них нет слаженности, то это не танго. Они думают что могут сделать популярным новый стиль и, возможно, им повезет, но я думаю что если там нет ритма, то нет и танго. И если я не прав, то это означает, что я не прав на протяжении более пятидесяти лет.

До Дарьенцо в танго, собственно танец являлся второстепенным, первое место занимали тексты песен, исполнители, затем аранжировка. Вернув танго танцорам, позволив их ногам быть главными, дав народу возможность танцевать танго, а не просто слушать музыку. Именно он разнообразил танго, влив в него новую жизнь. Печаль и грусть, переживания в музыке стало возможным не только прочувствовать, но и протанцевать.

Оркестр Дарьенцо состоял из пяти скрипок, басов, пяти бандонеонов, вокала и фортепиано. Он редко играл с оркестрами поменьше, и часто выступал с оркестрами значительно большего размера.

Луи Адольво Сьерра, в книге «Эволюция инструментального танго» (The Evolution of Instrumental Tango, 1966), описывает это следующим образом:

Феномен возрождения танцевания танго был результатом главного героя который создал режим интерпретации стиля: Хуан Дарьенцо... То есть, жесткой маркировки, рубки, ускорения, неустанного движения в отличие от отрывистого («стаккато») и тишины, с частыми фортепианными пассажами с акцентом на правую руку [имеется в виду исполнение композиции, в которой основной акцент мелодии идет на правую руку пианиста], предметом мелодии и аккопонимента в одной и той же форме исполнения... технически простой, но усиленной замечательными инструментальными проигрышами.

Стиль, в котором дирижировал Дарьенцо, был так же нетрадиционным: акробатичным, юмроистичным на сцене, он часто подходил к музыкантам и заставлял их играть живее. Его стиль дирижирования был манерным, как он часто его называл; это можно увидеть, просматривая старые видео.

Дарьенцо говорил:

Когда я дирижирую, я обоснованно естественнен. Я преображаюсь. Я дирижирую как чувствую. Одновременно я передаю свои чувства музыкантам, а они — публике. Раньше я дирижировал палочкой, но теперь использую свои руки: они более выразительны.

Как раз в течении 1937 года и появилось его новое воплощение, его прозвище: Король Ритма («El Rey del Compas»). Автор этого псевдонима — Анхель Санчес Карреньо, он же Кубанский Принц, лидер кабаре «Шантеклер». О псевдониме заговорили на радио, и он прилип к нему.

Оркестр Дарьенцо в кабаре «Шантеклер»

В это время важно отметить появление бэк-вокала — когда певцы исполняют припев в середине песни. Оркестр Дарьенцо был одним из первых коллективов которые начали использовать бек-вокалистов. Уругвайский певец Вальтер Кабрал первым записался с Оркестром Хуана Дарьенцо. Сам Дарьенцо все же выдвигал голос вокалиста на передний план в некоторых композициях, но даже в этом случае он заставлял певца подчиняться скорости оркестра.

Несмотря на его международный успех и стремление выступать в других странах, он никогда не играл за пределами Уругвая. Причина? По словам Дарьенцо:

Однажды ночью Карлито сказа мне: «Смотри, Хуанчито, я думаю что умру в самолёте». Я ответил: «Прекрати, это нонсенс, не говори эту фигню». Но это не было нонсенсом. Он предвидел это. По этой причине я никогда не хотел летать на самолете... После того что случилось с Гарделем, я боялся самолётов!

Он рассказывал, что император Хирохито, большой любитель музыки танго, послал ему и его оркестру чек без обозначенной суммы (карт-бланш) с просьбой выступить в Японии. Хуан ответил отказом, так как очень боялся перелёта, и император попросил его приехать на лодке. Но в то время подобное путешествие занимало 40 дней, и он снова отказал. Даже когда император подготовил для этого подводную локу, Дарьенцо снова ответил отказом чтобы Япония не ввязалась в очередную войну.

Тем не менее, оркестр Хуана Дарьенцо, в его множестве реинкарнцаций, записывался с 1928 по 1975 годы — более 47 лет!

За месяц до своей смерти в 1975г. Д’Aрьенцо подвел итоги своего творчества:

Основой моего оркестра является пианино. Когда мой пианист Полито болен, я заменяю его на Хорхе Драгонэ, если что-то случается еще, для меня это потеря личного характера. Затем необходимым элементом оркестра является 4-я скрипка, она должна звучать как альт или виолончель. Я объединил в свою группу пианино, двойной бас, пять скрипок, пять бандонеонов и  3-х певцов. Моя группа никогда не была меньше этого количества.
Иногда для некоторых записей я даже использовал больше десяти скрипок".
(Из интервью La Voz del Pueblo, 23.12.1975 г.)

После кончины в 1976 году Хуан Дариенцо был погребён на кладбище Ла-Чакарита.

Истоник: verytango.com/legends/juan-darienzo.html
Перевод: А. Чуркин
Стиль-редактор: О. Жук


Биографии тех, кто повлиял на танго: